Контрольная работа по русскому языку 8 класс 4 четверть с ответами | Школьные олимпиады с ответами — Школьные олимпиады с ответами

Часть А

Выполните задания А1 – А20.

          Подберите антоним к слову дерзость.

  1. скромность
  2. слабость
  3. самоотверженность
  4. наглость

          Укажите верную характеристику второго звука в слове вьётся.

  1. гласный, безударный
  2. согласный, твёрдый, звонкий
  3. гласный, ударный
  4. согласный, мягкий, звонкий

           В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

  1. подсмотреть, никто
  2. переходить, выигрыш
  3. задание, недруг
  4. по-летнему, пришкольный

           В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква?

  1. не…гибаемый, бе…смертный
  2. обез…яна, без…ядерный
  3. контр…гра, без…дейный
  4. пр…пятствие, пр…задуматься

           Укажите предложение, в котором употреблено притяжательное прилагательное.

  1. Парашют больших размеров – очень полезное приспособление, спасшее жизнь многим лётчикам.
  2. Из листа пергаментной бумаги приготовьте круг поперечником сантиметров в тридцать.
  3. Для испытания вашего миниатюрного парашюта уроните его из окна верхнего этажа.
  4. О том, как действует настоящий парашют, я недавно прочитал в старой папиной книжке.

           Укажите верную морфологическую характеристику глагола в предложении Минута – и стихи свободно потекут. (А. Пушкин)

  1. совершенный вид, будущее время, 2-е лицо, множественное число
  2. несовершенный вид, будущее время, 3-е лицо, множественное число
  3. совершенный вид, настоящее время, 3-е лицо, множественное число
  4. совершенный вид, будущее время, 3-е лицо, множественное число

           В каком ряду в обоих словах пишется Ь ?

  1. много туч…, выйти замуж…
  2. очень хочет…ся увидет…ся
  3. отреж…те хлеба, намаж…те маслом
  4. съеш…те калач…

           В каком ряду оба слова пишутся через дефис?

  1. (полу)круг,(плащ)палатка
  2. Кто(либо), (кое)(с)кем
  3. (пол)Москвы, (стол)тумба
  4. (двенадцати)градусный, (пол)листа

           В каком ряду оба слова являются страдательными причастиями настоящего времени?

  1. обозреваемые, переносимый
  2. скошенный, пришитый
  3. смотрящий, сказавший
  4. сданный, овеваемый

           В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква У(Ю)?

А. колебл…щий

Б. та…щий

В. бре…щий

Г. слыш…щий

1)А, В                      2)Б, В                      3)А,Б,В                            4)Б, В, Г

           В каком ряду оба слова пишутся с одной буквой Н?

  1. гайки закруче…ы, нескоше…ый лужок
  2. войска сосредоточе…ы на границе, ни разу не кипячё…ый
  3. броше…ый на полпути, рубле…ое мясо
  4. нехоже…ыми тропами, отобра…ы лучшие

            Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

  1. Войдя в трамвай, на улице пошёл дождь.
  2. Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клоками.
  3. Он присел возле печурки, жадно ощущая её домашнее тепло.
  4. Вскоре распустилась и белая акация, наполняя воздух томным ароматом.

           В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

             Оттолкнцв(1) и одолев баграми(2) какую-нибудь ледяную махину(3) разметав её взрывом(4) или заставив тихо вползти на вал(5) люди радостно кричали и даже приплясывали (Б. Полевой).

  1. 2, 3, 5
  2. 1, 5
  3. 2, 3, 4, 5
  4. 3, 5

           В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. досух…, набел…
  2. дочерн…, невольн…
  3. нимал…, насух…
  4. невтерпёж…, невмоч…

           В каком ряду все слова пишутся слитно?

  1. подняться (в)верх, посмотреть (в)упор
  2. взглянуть (ис)подлобья, (кое)где спрятать
  3. приобрести (в)рассрочку, (в)скорее увидел
  4. отправить (во)свояси, сказать (в)догонку

            Укажите верное написание предлога (в)течении… месяца.

  1. раздельно, на конце И
  2. слитно, на конце И
  3. слитно, на конце Е
  4. раздельно, на конце Е

            Какие частицы всегда пишутся раздельно со словом?

  1. то, бы, ли
  2. ли, бы, же
  3. таки, то, ли
  4. же, бы, кА

            Укажите ряд, в котором НЕ со словом пишется слитно.

  1. (не)захваченные (не)настьем
  2. (не)надеяться на (не)радивого работника
  3. (не)пострадавший от (не)правды
  4. (не)сдавшийся (не)приятель

            В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?

               Кто н(1) разу н(2) любовался этою величественной, почти н(3)обозримой панорамой, тот н(4) имеет понятия о Москве (М. Лермонтов).

  1. 1, 2, 3
  2. 2, 3, 4
  3. 3, 4
  4. 2, 4

            Укажите ошибку в образовании формы слова.

  1. поедем к бабушке         2) рассказ о войне       3) приехал с Ростова

4)остановился у памятника

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания Б1 – Б6.

        (1)Почему именно Пушкин стал знамением русской культуры? (2)И если бы пришлось определять день Праздника русской культуры, то лучшего дня, чем день рождения Пушкина, и искать бы не пришлось! (3)В истории русской культуры можно было бы назвать десятки имён не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного для нашей культуры, чем имя Пушкина. (4)Так почему же всё-таки первым из первых возвышается в нашей культуре Пушкин? (5)Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации. (6)Не просто «отобразить», не просто «изобразить» национальные особенности русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры. (7)Во всём он создал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь.

                                                                                                                                              (Д. Лихачёв)

           Укажите основную мысль текста.

  1. Пушкин – солнце русской поэзии.
  2. Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации.
  3. Великий поэт.
  4. Необходимость введения нового праздника.

            В каком предложении текста нет обоснования ответа на вопрос «Почему именно Пушкин стал знамением русской культуры»?

           Определите стиль речи.

  1. разговорный    2)  публицистический    3) художественный         4)научный

            В каком предложении употреблены контекстные антонимы?

           Укажите номер сложноподчинённого предложения.

           Укажите верное объяснение постановки знаков препинания в пятом (5) предложении текста.

Пушкин – (1) это гений, (2) сумевший создать идеал нации.

  1. 1 – тире между подлежащим и сказуемым; 2 – обособление причастного оборота
  2. 1 – тире между подлежащим и сказуемым; 2- обособление деепричастного оборота
  3. 1 – тире в сложном предложении; 2 — обособление причастного оборота
  4. 1 – тире между подлежащим и сказуемым; 2 – запятая при однородных членах предложения

Часть 3

           Как вы понимаете выражение «Пушкин – солнце русской поэзии». Напишите текст из 6 – 8 предложений.