Контрольная работа по русскому языку 8 класс 2 четверть с ответами | Школьные олимпиады с ответами — Школьные олимпиады с ответами

Прочитайте текст.

(1)Антошка с мамой сидели на брёвнышке у самого озера и смотрели на закат. (2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес.

– (3)Интересно, какая завтра погода будет? – задумчиво спросила мама, любуясь закатом. (4)Неужели опять, как сегодня, целый день будет идти дождь?

– (5)Сейчас узнаем!

(6)Антошка, решив не откладывать это дело, слазил в палатку за справочником туриста и снова расположился на бревне.

–(7) Так, почитаем, какие приметы обещают хорошую погоду и на что нужно обращать внимание… (8)«Вечером звонко и часто поёт зяблик». (9) Что-то зяблика не слыхать…

–(10) А к плохой погоде что делает зяблик? – заглянула мама в справочник. – (11)Ага, «зяблики скрипят». (12)Стоп! (13)Кто-то скрипит! (14)Уж не зяблик ли?

– (15)Какой там зяблик? – раздался из кустов голос папы. –(16) Это я байдарку ремонтирую!

–(17)Хорошо, папа, что это ты, а не зяблик! – обрадовался Антон. –(18)Смотрим следующую примету к хорошей погоде: «пауки плетут паутинку». (19)Ура! (20)Вон, смотрите: уйма паутинок, они повсюду!

–(21)Это, конечно, радует, – улыбнулась мама. – (22)Только вот смотри: рыбка выпрыгнула из воды, схватила мошку. (23)А это, по сведениям из справочника, к плохой погоде.

–(24)Ну, подумаешь, одна какая-то ненормальная рыбка выпрыгнула, но остальные же не выпрыгивают! (25)Зато туман, стелющийся по земле, к хорошей погоде!

–(26)А дым от костра не поднимается вверх, а на землю ложится. (27)К плохой!

–(28)Да, здесь явно не хватает животных, – вздохнул Антон. – (29)Чтобы точно определять погоду, нужно было взять в поход кур, лошадей и других домашних животных, используемых, оказывается, вместо гидрометеоцентра. (30)Смотри: «к плохой погоде куры в пыли валяются, скот жадно ест траву, лошади фыркают и храпят». (31)А у нас только папа похрапывает, когда спит. (32)Причём похрапывает в любую погоду. (33)Разве тут что-нибудь поймёшь?

(34)Антон было загрустил и, несильно размахиваясь, начал бросать камешки в воду.

– (35)Интересно, а если одна курица валяется в пыли, а другая, не обращая на первую никакого внимания, ведёт себя прилично? (36)Одна лошадь фыркает, а другая и в ус не дует? – спросила мама, тоже подбросив камешек. –(37) Как тогда определить погоду?

–(38) Или, к примеру, лягушки! – подхватил Антон. – (39)Здесь написано, что к плохой погоде они, выбравшись из болота, хрипло квакают. (40)А если это делают не все, а только самые простуженные? (41)Остальные же сидят себе в болоте и квакают звонко.

–(42) Да разве тут разберёшься, – подал голос папа. –(43) Голова кругом идёт. (44)Сам, пожалуй, заквакаешь.

–(45) И вообще, если сразу все приметы и к хорошей, и к плохой погоде, что тогда произойдёт? – спросила мама.

–(46)Наверное, конец света, – сказал папа. (47)Он залез в палатку и быстренько захрапел, не дожидаясь конца света.

(48)Мама с Антошкой тоже устроились в тёплых спальниках, и тут по брезенту забарабанил дождь.

–(49)Ничего, – успокоил Антон. – (50)За ночь весь выльется, и погода распогодится!

–(51)Укладывайся, сынок, спать, – сказала мама. – (52) Под шум дождя лучше всего спится.

(53)Рано утром Антон проснулся. (54)На улице моросил дождь, по низкому небу спешили тучи, дул холодный ветер и мокла в кустах починенная папой байдарка.

(55)Но в палатке было тепло и уютно. (56)Мирно похрапывал, как всегда, папа, чему-то улыбалась во сне мама.

(57)И тогда Антон придумал новую, самую верную народную примету: «Если рядом папа с мамой, любая погода хороша!»

 (По М. Дружининой)

Часть 1.

А1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) В течение того дня, вечером которого Антон и его мама обсуждали приметы, была дождливая погода.

2) По сведениям из справочника туриста, поднимающийся дым костра предвещает хорошую погоду.

3) Ненастная погода обычно бывает вызвана влиянием циклона.

4) После того как Антон и его мама обсудили приметы, пошёл дождь.

А2. На какой вопрос в тексте нет ответа?

1) На основании каких данных составляется прогноз погоды?

2) Как ведут себя перед ненастьем домашние животные?

3) Удалось ли папе Антона починить байдарку?

4) Почему Антон не расстроился, когда утром снова пошёл дождь?

А3. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему Антон обрадовался, когда понял, что скрип издаёт его папа, ремонтирующий лодку, а не зяблик?»

1) (10)– А к плохой погоде что делает зяблик? – заглянула мама в справочник. – (11)Ага, «зяблики скрипят».

2) – (15)Какой там зяблик? – раздался из кустов голос папы. –(16) Это я байдарку ремонтирую!

3) (3)– Интересно, какая завтра погода будет? – задумчиво спросила мама, любуясь закатом.

4) –(18)Смотрим следующую примету к хорошей погоде: «пауки плетут паутинку».

А4. В каком значении используется в тексте слово «подхватить» (предложение 38)?

1) перебить              2) поддержать        3) возразить         4) не сдержаться

А5. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?

1) –(18)Смотрим следующую примету к хорошей погоде: «пауки плетут паутинку».

2) (2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес.

3) (36)Одна лошадь фыркает, а другая и в ус не дует? – спросила мама, тоже подбросив камешек.

4) (54)На улице моросил дождь, по низкому небу спешили тучи, дул холодный ветер и мокла в кустах починенная папой байдарка.

А6. Какое сочетание слов из предложения 52 является словосочетанием?

1) лучше всего      2) под шум        3) всего спится        4) под шум дождя

А7. В каком варианте ответа правильно выписаны все словосочетания из предложения 26?

1) дым от костра; не поднимается вверх; ложится на землю

2) дым не поднимается; не поднимается, а ложится; дым от костра

3) не поднимается вверх; не вверх, а на землю; не поднимается от костра

4) дым не поднимается, а ложится; не поднимается вверх; ложится на землю

А8. Какое словосочетание из предложения 6 построено на основе согласования?

1) это дело                                 2) слазил в палатку

3) решив не откладывать         4) снова расположился

 А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении 6?

1) решив не откладывать               2) не откладывать дело

3) Антошка слазил                          4) Антошка слазил и расположился

А10. Сказуемое какого предложения является составным именным?

1) (1)Антошка с мамой сидели на брёвнышке у самого озера и смотрели на закат.

2) (2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес.

3) (55)Но в палатке было тепло и уютно.

4) (4)Неужели опять, как сегодня, целый день будет идти дождь?

А11. В каком предложении есть прямое дополнение?

1) (1)Антошка с мамой сидели на брёвнышке у самого озера и смотрели на за-кат.

2) (16) Это я байдарку ремонтирую!

3) (32)Причём похрапывает в любую погоду.

4) (41)Остальные же сидят себе в болоте и квакают звонко.

А12. В каком предложении есть несогласованное определение?

1) (6)Антошка, решив не откладывать это дело, слазил в палатку за справочником туриста и снова расположился на бревне.

2) (2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес.

3) (8)«Вечером звонко и часто поёт зяблик».

4) (53)Рано утром Антон проснулся.

 А13. Какое предложение является определённо-личным?

1) (5)– Сейчас узнаем!

2) (9)Да, что-то не слыхать…

3) (16) Это я байдарку ремонтирую!

4) (44)Сам, пожалуй, заквакаешь.

А14. Какое предложение является простым двусоставным неполным?

1) (13)Кто-то скрипит!

2) (32)Причём похрапывает в любую погоду.

3) (33)Разве тут что-нибудь поймёшь?

4) (41)Остальные же сидят себе в болоте и квакают звонко.

А15. В каком предложении есть однородные сказуемые?

1) (29)Чтобы точно определять погоду, нужно было взять в поход кур, лошадей и других домашних животных.

2) (31)А у нас только папа похрапывает, когда спит.

3) (34)Антон было загрустил и, несильно размахиваясь, начал бросать камешки в воду.

4) (48)Мама с Антошкой тоже устроились в тёплых спальниках, и тут по брезенту забарабанил дождь.

А16. В каком предложении есть однородные обстоятельства?

1) (8)«Вечером звонко и часто поёт зяблик».

2) (41)Остальные же сидят себе в болоте и квакают звонко.

3) (47)Он залез в палатку и быстренько захрапел, не дожидаясь конца света.

4) (55)Но в палатке было тепло и уютно.

Часть 2.

В1. Из предложения 48 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В2. Замените словосочетание «за справочником туриста» (предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Среди предложений 29 – 35 найдите простые предложения. Выпишите номера этих простых предложений.

В4. Среди предложений 1 – 9 найдите простые односоставные предложения. Выпишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 31 – 37 найдите простое односоставное безличное предложение. Выпишите номер этого предложения.

В6. Выпишите грамматическую основу предложения 33.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру      (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые), которая(-ые) разделяет(-ют) однородные члены.

– Ну,(1) подумаешь,(2) одна какая-то ненормальная рыбка выпрыгнула,(3) но остальные же не выпрыгивают! Зато туман,(4) стелющийся по земле,(5) к хорошей погоде!

– А дым от костра не поднимается вверх,(6) а на землю ложится.

В8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру      (-ы), обозначающую(-ие) запятые при обособленном определении.

–Да,(1) здесь явно не хватает животных,(2) – вздохнул Антон. –Чтобы точно определять погоду,(3) нужно было взять в поход кур,(4) лошадей и других домашних животных,(5) используемых,(6) оказывается,(7) вместо гидрометеоцентра.

В9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

– Интересно,(1) а если одна курица валяется в пыли,(2) а другая,(3) не обращая на первую никакого внимания,(4) ведёт себя прилично? Одна лошадь фыркает,(5) а другая и в ус не дует? – спросила мама,(6) тоже подбросив камешек.

В10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

– Это,(1) конечно,(2) радует,(3) – улыбнулась мама. – Только вот смотри: рыбка выпрыгнула из воды,(4) схватила мошку. А это,(5) по сведениям из справочника,(6) к плохой погоде.

В11. Среди предложений 1 – 7 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В12. Среди предложений 25 – 34 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В13. Среди предложений 21 – 29 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

В14. Среди предложений 38 – 44 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.

В15. Среди предложений 11 – 20 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

В16. Замените предложение синонимичным предложением, осложнённым обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите получившееся предложение.

(2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес.