Контрольная работа по русскому языку 5 класс 2 четверть с ответами | Школьные олимпиады с ответами — Школьные олимпиады с ответами

А1.Укажите существительное с окончанием  -Е .

а ) расположился на сидень…                           б ) не знал об этом событи…

в ) путешествовал по Инди…                            г ) сидел на лошад…

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква  е (ё) .

         а ) щ…ки , плеч…м , испеч…м                 б ) яркой свеч…й , ш…л , крыш…й

         в ) ж…лтый , саж…й , под душ…м                      г ) товарищ…м , гараж…м , силач…м

А3. В этом слове пишется  -тся

        а ) И как тебе не лень с утра до вечера трудит…ся целый день !

        б ) Не оставь меня , кум милый ! Дай ты мне собрат…ся с силой !

        в ) Но курам никогда до облака не добрат…ся !

        г ) Как взмолит…ся золотая рыбка !

А4. Какое слово неправильно разобрано по составу ?                      

А5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а ) маленький         б ) миниатюрный           в ) небольшой                г ) младший

А6. Какое утверждение неверно ?

   а ) Существительные мужского рода относятся к первому или второму склонению

   б ) Некоторые существительные 3-го склонения, оканчивающиеся на шипящий согласный, пишутся без  Ь .

   в ) Существительные 2-го склонения в род. падеже  ед. числе имеют окончание  —а      

   г)  Существительное в именительном падеже может быть в предложении сказуемым.

А7. В каком ряду во всех словах пишется Е

 а ) плач..т, се..л, зате..шь, вид..мся                   б ) хохоч..т, обид..л, откро..шь, слыш..м

 в ) свищ..т, та..л, бре..шь, спрашива..м            г ) кол..т, ненавид..л, стел..шь,  бор..мся          

А8. В каком примере  «не» пишется слитно?

а ) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя.    

б ) В прошлом году (не) было сильных морозов.

в ) Утром мне слегка (не)здоровилось , и я остался дома.        

г ) Дедушке (не) нравится моё пение.

А 9. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

 а ) гореч… , кирпич… , горяч…, встреч…     б ) пять дач… , ноч… , глуш…, туч…

 в ) вещ… , доч… , палач…,  реч…                    г ) два руч…я , полноч… , озимая рож…

 А 10. Найдите ошибку в рассуждении.

 а ) могуч..го дуба — в безударных окончаниях прилагательных муж. рода ед. числа в род. падеже после шипящих пишется всегда  е

 б ) чай горяч… — пишется  Ь  после шипящей, потому что это прилагательное муж.рода

 в ) в бескрайн…й степи — в окончаниях прилагательных в женском роде , предложном падеже, единственном числе после мягких согласных пишется  Е

 г ) старин…й песней — пишем  О , потому что  -Ой окончание прилагательного в женском роде, творительном падеже, единственном числе .

А11. Найдите ошибку в произношении слова.

 а ) ателье [т]                            б ) углУбить      в ) свитер [т ]               г ) скучный [шн]

А12. В каком ряду во всех словах безударная гласная в корне проверяется ударением?

        а ) разд…вать , увл…кать , гл…тать        б ) выт..рать,  отл…чаться , р..сток

        в ) р…бина , к…лина , к…нфета               г ) изл…жение , выр…с , обл…гчить

А13. Укажите неверное утверждение о предложении:  Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

        а ) это предложение повествовательное         б ) это предложение простое

        в ) главные члены — тучи собирает                   г ) это предложение распространённое

 А14. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

        а ) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.

        б ) Показалась ранняя зорька, и журавли опять отправились в дальний путь .

        в ) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.

        г ) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

А15. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

        а ) песня                                    б ) шубка                                  

        в ) жук                                        г ) помощь

А16. В каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст?

 А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан.

 Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

 В. Вместо неё прямо на шее был прикреплён огромный клюв с шишкой на переносье.

 Г. Собственно головы у него, казалось, не было.

а ) А , Г , Б , В                   б ) Г , В , А , Б               в ) В , Г , Б , А               г ) А , Г , В , Б

А17. У какого слова лексическое значение определено неверно?

а ) зодчество — строительное искусство, архитектура                    

б ) изморось — иней на ветках деревьев

в ) жюри — группа специалистов, присуждающих премии на конкурсе    

г ) изумрудный — ярко-зелёный

Часть 2

 (1)Мы это так понимаем, что всё … болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.               ( По М. М. Пришвину)

В1. Определите тип текста:   а ) рассуждение;         б ) описание;    в ) повествование.

В2. В предл. (4) найди слово, состоящее из приставки, корня, окончания, выпиши его.

В3. Из предл. (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В4. Из предложения (5) выпишите глагол II спряжения в форме наст.вр., 3л., ед.ч.

С1. Опишите своё любимое животное. (4-5 предложений)