ЧАСТЬ А.
1. Вид, количественно преобладающий в данном сообществе:
а. Донор б. Доминант в. Кодоминант г. Консумент д. Конкурент
2. Межвидовые отношения, при которых один вид полностью живет за счет другого, поселяясь внутри его или на поверхности его тела:
а. Хищничество б. Конкуренция
в. Паразитизм
г. Комменсализм
д. Симбиоз
3. Какое количество вторичной продукции передается от предыдущего к последующему трофическому уровню консументов?
а) 60 %; б) 50 %; в) 90 %; г) 10 %.
4. Первичную продукцию в экосистемах образуют …
а) редуценты; б) детритофаги; в) консументы; г) продуценты.
5. Кто впервые ввел понятие «биоценоз»:
а. А. Гумбольдт б. Э. Геккель в. К. Мёбиус г. Ч. Дарвин
д. В. Шелфорд
6. Определите правильно составленную цепь разложения:
а)леопард — газель — трава; в) клевер — заяц — орел — лягушка;
б)перегной — дождевой червь — землеройка — горностай; г) трава — зеленый кузнечик — лягушка — уж.
7. Длина пищевой цепи в экосистемах ограничивается на каждом трофическом уровне:
а. Количеством пищи б. Потерей энергии в. Количеством энергии г. Скоростью накопления органического вещества
д. Скоростью потребления органического вещества
8. Отношение числа родившихся за определенное время новых особей к исходной численности популяции – это …
а) общая рождаемость; б) плотность популяции; в) структура популяции; г) удельная рождаемость.
9. Кто являются консументами третьего порядка в трофической цепи водоема?
а) фитопланктон; б) зоопланктон; в) рыбы макрофаги; г) хищные рыбы.
10. Взаимосвязанные виды, последовательно извлекающие органическое вещество и энергию друг из друга, образуют:
а. Промысловые популяции б. Цепи питания в. Восстанавливающиеся биоценозы г. Агроценозы д. Нет правильного ответа
ЧАСТЬ В.
1. Выберите три верных ответа и запишите их цифры в порядке возрастания.
Функция грибов в биоценозах состоит в том, что они:
1) являются продуцентами
2) из неорганических веществ синтезируют органические
3) являются редуцентами
4) поглощают СО2 и выделяют О2
5) поглощают О2 и выделяют СО2
6) разлагают органические вещества
2. Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).
ПРИМЕРЫ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А) росянка и насекомые 1) конкуренция
Б) щука и судак 2) хищничество
В) блохи и кот 3) паразитизм
Г) клевер и шмель 4) симбиоз
Д) корова и печёночный сосальщик
Е) лось и зубр
Ж) водоросль и гриб в слоевище лишайника
З) уж и лягушка
ЧАСТЬ С.
Ответьте на вопросы
1. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры берёзовой рощи?
2. Какие функциональные группы организмов в биогеоценозе вы знаете? Рассмотрите
роль каждой из них в круговороте веществ.
3. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие
организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик,
циклопы , гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите
не менее трёх доказательств.