Олимпиада по экологии 9 класс задания и ответы | Школьные олимпиады с ответами — Школьные олимпиады с ответами

ЧАСТЬ А.

1. Вид, количественно преобладающий в данном сообществе:

а. Донор б. Доминант в. Кодоминант г. Консумент д. Конкурент

2. Межвидовые отношения, при которых один вид полностью живет за счет другого, поселяясь внутри его или на поверхности его тела:

а. Хищничество б. Конкуренция

в. Паразитизм

г. Комменсализм

д. Симбиоз

3. Какое количество вторичной продукции передается от предыдущего к последующему трофическому уровню консументов?

а) 60 %;                б) 50 %;                     в) 90 %;                                 г) 10 %.

4. Первичную продукцию в экосистемах образуют …

а) редуценты;                 б) детритофаги;                        в) консументы;                           г) продуценты.

5. Кто впервые ввел понятие «биоценоз»:

а. А. Гумбольдт б. Э. Геккель в. К. Мёбиус г. Ч. Дарвин

д. В. Шелфорд

6. Определите правильно составленную цепь разложения:

а)леопард — газель — трава;                                                    в) клевер — заяц — орел — лягушка;

б)перегной — дождевой червь — землеройка — горностай;   г) трава — зеленый кузнечик — лягушка — уж.

7. Длина пищевой цепи в экосистемах ограничивается на каждом трофическом уровне:

а. Количеством пищи б. Потерей энергии в. Количеством энергии г. Скоростью накопления органического вещества

д. Скоростью потребления органического вещества

8. Отношение числа родившихся за определенное время новых особей к исходной численности популяции – это …

а) общая рождаемость;      б) плотность популяции;    в) структура популяции;  г) удельная рождаемость.

9. Кто являются консументами третьего порядка в трофической цепи водоема?

а) фитопланктон;   б) зоопланктон;   в) рыбы макрофаги;    г) хищные рыбы.

10. Взаимосвязанные виды, последовательно извлекающие органическое вещество и энергию друг из друга, образуют:

а. Промысловые популяции б. Цепи питания в. Восстанавливающиеся биоценозы г. Агроценозы д. Нет правильного ответа

ЧАСТЬ В.

1. Выберите три верных ответа и запишите их цифры в порядке возрастания.

Функция грибов в биоценозах состоит в том, что они:

       1) являются продуцентами

       2) из неорганических веществ синтезируют органические

       3) являются редуцентами

       4) поглощают СО2 и выделяют О2

       5) поглощают О2 и выделяют СО2

       6) разлагают органические вещества

2. Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).

                        ПРИМЕРЫ                                    ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) росянка и насекомые                                              1) конкуренция

Б) щука и судак                                                            2) хищничество

В) блохи и кот                                                              3) паразитизм

Г) клевер и шмель                                                        4) симбиоз

Д) корова и печёночный сосальщик

Е) лось и зубр

Ж) водоросль и гриб в слоевище лишайника

З) уж и лягушка

ЧАСТЬ С.

Ответьте на вопросы

1. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры берёзовой рощи?

2. Какие   функциональные   группы организмов в биогеоценозе вы знаете? Рассмотрите

    роль каждой из них в круговороте веществ.

3. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие

    организмы:   инфузории-туфельки,   дафнии,   белые    планарии,    большой прудовик,

    циклопы , гидры.   Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите

    не менее трёх доказательств.