Итоговая контрольная работа по истории 10 класс ФГОС с ответами | Школьные олимпиады с ответами — Школьные олимпиады с ответами

1. Ниже приведён ряд имён государственных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XIX в.

1) Витте, 2) Канкрин, 3) Уваров, 4) Меншиков А. Д., 5) Сперанский, 6) Лефорт.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Смутного времени.

1) Самозванец, 2) старообрядец, 3) семибоярщина, 4) тушинский вор, 5) коллегии, 6) ополчение.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

3. Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.

4.Установите соответствие между названиями войн и сражениями, происходившими во время этих войн.

ВОЙНЫ

СРАЖЕНИЯ

А) Семилетняя война 1756—1763 гг.

Б) русско-турецкая война 1787—1791 гг.

В) Северная война 1700—1721 гг.

Г) Ливонская война 1558—1583 гг.

1) оборона Пскова

2) взятие крепости Измаил

3) сражение при Гросс-Егерсдорфе

4) Гангутское морское сражение

5) Синопское морское сражение

 5. Установите соответствие между определениями и понятиями.

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) временнообязанный

Б) гласный

В) присяжный заседатель

Г) акция

1) выборный общественный представитель в суде

2) член местного органа самоуправления

3) крестьянин, отрабатывающий повинности до заключения выкупной сделки

4) исключительное право государства на изготовление какой-либо продукции

5) ценная бумага, подтверждающая право получение дивидендов

 6. Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СОЗДАТЕЛИ

A) «Хождение за три моря»

Б) икона «Святая Троица»

B) «Повесть временных лет»

Г) «Поучение детям»

1) Афанасий Никитин

2) Нестор

3) Андрей Рублёв

4) Владимир Мономах

5) Максим Грек

 7.  Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Правитель

Социально-экономическое

преобразование

Результат

__________(А)

Введение системы интендантов

Создание благоприятных условий   для сбора налогов

Пётр III

Запрет покупки крестьян к заводам

__________(Б)

__________(В)

__________(Г)

Дробление дворянских имений

Пётр I

__________(Д)

__________(Е)

Пропущенные элементы:

1) Екатерина II                         2) увеличение численности налогоплательщиков

3) отмена указа о единонаследии               4) издание указа о секуляризации церковных земель

5) расширение использования наёмного труда в промышленности                        6) Людовик XIII

7) облегчение распределения государственных заказов на изготовление военной продукции

8) введение подушной подати                  9) Анна Иоанновна

 8. Прочтите отрывок из работы историка В. П. Никольского.

«Захваченный всецело сначала идеей ниспровержения европейского тирана Наполеона, а затем ловко увлеченный Меттернихом мыслью искоренить в Европе революционные идеи, [император] надолго увлекается ролью европейского арбитра, навсегда отвлекаясь от своих прежних светлых идеалов в деле перестройки собственного государства. Бремя внутреннего правления становилось при этих условиях для него все тяжелее и невыносимее. Явилась необходимость часть этого бремени переложить на доверенного и ближайшего своего помощника .

Таким избранником оказался граф Аракчеев, ставший к концу царствования [императора] неограниченным, бесконтрольным правителем всего государства, единственным докладчиком по всем делам правления ».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. 

1) император, о котором говорится в тексте, — Николай I

2) упомянутые в документе «прежние светлые идеалы» императора были связаны с идеями Эпохи Просвещения

3) время правления императора относится ко второй половине XIX в

4) историк считает, что император в конце своего царствования слишком мало занимался внутренними делами

5) в период царствования данного императора в России были учреждены министерства

6) историк считает роль А. А. Аракчеева в конце царствования данного императора незначительной

9. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, 

1) присоединение Смоленска                     2) введение государственного герба — двуглавого орла

3) присоединение Новгорода                     4) расцвет приказной системы

5) создание стрелецкого войска                6) постройка краснокирпичного Московского Кремля

10. Какие три государственных деятеля занимали важные государственные посты в царствование Николая I?

1) А. Х. Бенкендорф

2) П. Д. Киселёв

3) С. Ю. Витте

4) Е. Ф. Канкрин

5) К. П. Победоносцев

6) П. А. Столыпин

Рассмотрите схему и выполните задания 11-13

11. Напишите имя полководца, вторжение войск которого в Россию показано на схеме.

12. Напишите цифру, обозначающую населённый пункт, в котором русские войска встали лагерем после оставления Москвы.

13. Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным со схемой, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) С начала изображённых на карте военных действий русские войска преследовали вторгшегося неприятеля.

2) В ходе данной войны русские войска возглавил М. И. Кутузов.

3) Самое кровопролитное сражение этой войны произошло под Вязьмой.

4) В ходе событий, указанных на схеме, в России развернулась народная война против неприятеля.

5) Указанные на схеме военные действия длились больше года.

6) Вторгшаяся в Россию неприятельская армия получила в истории название «Великая армия».

14. Рассмотрите изображение и выполните задание. Какие суждения о памятнике, который Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.

2) Данный памятник установлен по повелению императрицы Екатерины II.

3) Император, которому установлен данный памятник, правил во второй четверти XVIII в.

4) Данный памятник известен под названием «Медный всадник».

5) Автором данного памятника является Ф. И. Шубин.

15.Прочтите отрывок из исторического документа и кратко ответьте на вопрос. Как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

Из сочинения историка В.О. Ключевского

«С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья — Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. Отлив населения из Поднепровья шёл в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. Она — источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».