№1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- киломЕтр 2) тортЫ 3) лИфты 4) бралА
№2. Укажите слово, строение которого не соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.
- раскрашен 2)увеличить 3) выносливый 4) заново
№3. Укажите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка.
- Слушая оперу «Снегурочка» П.И. Чайковского, охватывает волнение.
- Говоря о Пушкине, нельзя не сказать о его лицейских друзьях.
- Страницу паспорта, содержащую закодированные сведения о его владельце, заполнят методом лазерного гравирования.
- Заведующий кафедрой провёл совещание.
№4. Какие два слова нельзя включить в таблицу? Напишите их номера.
Правописание проверяемой гласной А в корне слова |
Правописание гласной А в корне слова с чередованием А/О |
- покр..снеть
- прик..снуться
- уп..ковть
- прл..гательное
- раздр..жаться
№5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- пр..амурский, пр..толстый
- по..веска, о..бежать
- ни..падать, и..кажённый
- под..грать, сверх..нтересный
№6. В каком слове правописание суффикса не регулируется правилами, указанными в таблице?
Правописание гласных в суффиксах |
причастий |
Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов II спряжения |
Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов с основой на -ить |
Я |
Е |
- надпил..нная ветка
- разве..в по ветру
- стро..щие дома
- закруч..нный туго
№7. Какое слово пишется через дефис?
- (Бело)снежная сорочка
- котлета (по)киевски
- (по)весеннему снегу
- (вагоно)ремонтное депо
№8. Прочитайте слова (сочетания слов):
стрич..,
около дач..,
дремуч..,
проч..
Какие утверждения верны?
А. В словах «стричь» и «прочь» после шипящих пишется Ь, т.к. слово «стричь» — глагол, а слово «прочь» — наречие (не исключение).
Б. Слова «около дач» и «дремуч» пишутся без Ь, т.к. слово «дач» — существительное 1-го склонения, а слово «дремуч» -краткое прилагательное.
1) только А 2) только Б 3) А,Б 4) ни А, ни Б
№9. Прочитайте предложения.
I. Волк, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню.
II. Ветер, дувший с моря, всё время усиливался.
1)В предложении I запятыми выделяется причастный, в предложении II деепричастный оборот.
2) В предложении I запятыми выделяется деепричастный, в предложении II причастный оборот.
3) В предложении I и II выделяются причастные обороты.
4) В предложении I и II выделяются деепричастные обороты.
Текст 1
(1) В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы. (2) Днём солнечные лучи, нагревшие скалу, расширяют камни; ночью, остывая, они растрескивается. (3) Разрушительную работу начинает вода, способствующая образованию трещин. (4) Разъедая поверхность скалы, бактерии перерабатывают горные породы, превращая их в почву. (5)…. процессы называются выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.
№10. Какое слово (сочетание слов) нужно вставить на место пропуска в предложении 5?
- Итак,
- Например,
- Такие
- Несмотря на это,
№11. Какое предложение точно передаёт основную мысль текста?
- Процессы, вызванные разрушением гор, называют выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.
- Солнце, воды, бактерии являются внешними силами по отношению к горам, которые участвуют в процессе выветривания.
- Выветриванием называется процесс разрушения гор под действием солнца, воды, бактерий.
- Днём камни расширяются, ночью сжимаются, трещины разрушает вода и работа бактерий.
№12. Выберите из перечня два верных утверждения.
- Текст написан в художественном стиле.
- Предложения 2,3,4 поясняют предложение 1.
- Предложения 1 и 2 связаны с помощью личного местоимения.
- Слово «превращая» употреблено в переносном значении.
- «Солнечные лучи» — эпитет в предложении 2.
№13. Укажите неверное утверждение.
- Предложение 2 осложнено причастным оборотом и одиночным деепричастием.
- Предложение 5 сложное.
- Предложение 3 осложнено причастным оборотом.
- «породы перерабатывают» — грамматическая основа 4 предложения.
№14. Выпишите из текста действительное причастие настоящего времени.
№15. Определите способ образования слова РАЗРУШЕНИЕ.
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- бессуффиксный
№16. Замените слово НЕПОСРЕДСТВЕННОГО из предложения 5 синонимом.
Текст 2.
Душа хранит
Вода (не)движнее стекла.
И в глубине её светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.
О, вид смире(н,нн)ый и родной!
Берёзы избы по буграм
И отраж(е,о)нный глубиной
Как сон столетний, божий храм.
О, Русь великий звездочёт!
Как звёзд (не)свергнуть с высоты,
Так век (не)слышно протеч(о,ё)т
(Не)тронув этой красоты,
Как будто древний этот вид
Раз (на)всегда запеч..тлён
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времён…
(Н. Рубцов)
С1. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
С2. Объясните постановку вставленных знаков препинания в любом предложении.
С3. Какое чувство хочет вызвать поэт, описывая природу? Назовите 2 средства речевой выразительности, которые для этого использованы. Приведите примеры из текста. Запишите свои размышления запишите в виде текста.
Ответы
задания |
ответы |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
1 |
4 (2 балла) |
34 |
5 |
3 |
6 |
2 |
7 |
2 |
8 |
3 |
9 |
2 |
10 |
3 |
11 |
3 |
12 (2 балла) |
24 |
13 |
4 |
14 |
Способстующая |
15 |
2 |
16 |
прямого |
С1 (3 балла; 1 ошибка -2 балла 2 ошибки – 1 балл 3 ошибки – 0 баллов) |
Орфография – 3 балла Пунктуация – 3 балла Всего – 6 баллов |
С2 (2 балла) |
Верно объяснил любой вставленный знак препинания (выделительная или отделительная функции) |
С3. (2 балла) |
|
Всего |
28 баллов |